Три странных сокращения, или к чему привело изучение вопроса о случайно увиденной из окна электрички самоходке.
Итак — вводная. В технических дворах железной дороги на улице «Западная Аллея» стоит очень любопытная машина, которую я изначально определил как противотанковую САУ ИСУ-152. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это не совсем так: в боевой рубке ИСУ-152 стоит орудие (или муляж) гораздо меньшего калибра; на первый взгляд около 100 миллиметров.
После окончания Второй Мировой войны разоружённые ИСУ-152 с заваренной орудийной амбразурой в лобовом листе рубки, под названием «ИСУ-Т» использовались как танковые тягачи, штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты. Некоторое количество таких машин было передано гражданским ведомствам для использования в качестве тягачей или транспортеров в труднопроходимой местности. На железных дорогах СССР/России небольшое количество разоружённых ИСУ-152 использовались, и используются, в восстановительных поездах в качестве кантователей или тягачей при аварийных ситуациях.
В целом ряде источников я прочел, что «… имеются даже неподтверждённые сведения о наличии нескольких таких машин в инвентарном парке ОАО «РЖД»».
Дальнейшее изучение вопроса прояснило, что действительно, в составе ремонтно-восстановительного поезда РЖД находился тягач ИСУ-Т (не позднее 2011 года базировавшийся на станции Сухиничи).
27 января 2011 года тягач принял участие в интересной операции подъема из реки Нерусса артиллерийского тягача времен ВОВ С-65 «Сталинец». Издание «НашБрянск.RU» писало
«По информации пресс-службы МЖД, тяжелый тягач на платформе доставили до станции Холмечи, где он был выгружен и своим ходом двинулся к месту подъема. Сам тягач практически ровесник пленника Неруссы — он был выпущен в 1943 году, переделан из бывшей самоходной артиллеристской установки и передан на баланс восстановительного поезда»
Предполагаю, что судя по установленному муляжу пушки и парадной окраске в настоящее время тягач привели в «боеобразное» состояние для дальнейшей установки в качестве памятника (возможно, в экспозицию на Партизанской поляне) или участия в параде к Дню Победы.
UPDATE от 7 апреля 2016. На сегодняшний момент стало известно, что это будет таки памятник.
Отсутствие ряда деталей на корме говорит о том, что это, вероятнее всего, именно ИСУ-Т, а не БТТ-1 с расширенной функциональностью (имел демпферы для толкания аварийного танка с помощью бревна, сошники, платформу над моторно-трансмиссионным отделением и стрелу ручного крана грузоподъёмностью до 3 тонн).